SECTIONS / РАЗДЕЛЫ

18.8.16

Travel by train / Про железные дороги

Если где-то будет проходить митинг «Поезда против Самолётов», дайте знать, я пойду, буду скандировать лозунги во славу поездов. Ну посудите сами: за окном проплывают города, а то и целые страны, то есть впечатления появляются сразу же, как только поезд трогается, а ты при этом сидишь себе, а то и лежишь и ешь пирожки с капустой. :-) Приехать на вокзал можно за пятнадцать минут до отправления, а через пять минут после прибытия ты уже в городе, и никаких тебе приездов за три часа в аэропорт, никакого ожидания багажа (и свербящей мысли о том, что его потеряли или что-нибудь стащили), никаких очередей на паспортном контроле. И самое главное: никаких нервов, перепадов давления во время взлёта-посадки и страха во время полёта (да, я знаю статистику, но мне это знание не помогает). В общем, отпуск в поезде начинается, как только рассуёшь сумки под сиденья, а не через пару дней, как отойдёшь от перелёта. :-)

Где-то на границе Польши и Германии:


В нашу последнюю поездку (Москва—Берлин—Прага—Вена—Братислава—Москва) у нас было пять поездов: два наших и три европейских — звучит жутковато, но на самом деле, это было очень легко.

Билеты

Для покупки билетов никакие посредники не нужны, в наше время всё можно легко сделать самостоятельно — хвала интернету. Про билеты на наши поезда писать не буду, тут всё понятно. Билеты на европейские поезда я покупала на сайтах европейских железнодоржных компаний, и билет Берлин-Прага, к примеру, можно купить как на сайте немецких железных дорог, так и на сайте чешских. Купленные билеты приходят в PDF-формате на электронную почту. Распечатанных дома на принтере билетов достаточно для того, чтобы предъявить контролеру.

Билеты и на наши поезда, и на европейские обычно тем дешевле, чем раньше их покупать. Возможны всякие скидки (детям, молодёжи, пожилым людям). Так как европейские поезда отправляются в каждом направлении несколько раз в день, то цены могут существенно отличаться в зависимости от времени (например, поезда, которые уходят утром могут быть дешевле, чем поезда, отправляющиеся в обед), также цена может отличаться в зависимости от дня недели, от того, покупается возвратный или невозвратный билет (если есть невозвратные, беру их, разница в цене существенная) и от класса (об этом чуть ниже). Можно купить и билеты на поезда с пересадками, но это не означает автоматически более дешевую поездку, зачастую даже наоборот. 

Наши поезда

До Берлина мы добирались на поезде «Москва-Париж», купив билеты только до середины пути. Ехать сутки. Поезд проезжает Беларусь (почти всю ночью) и Польшу. На границе Россия-Беларусь не происходит ничего, поезд проезжает её незаметно, первая таможня и паспортный контроль на границе Беларусь-Польша в Бресте (белорусская сторона) и сразу вторая в Терасполе (польская сторона) прямо в поезде, утром. Сначала входят одни пограничники-таможенники, потом другие и ставят штампы в паспорта. Поляки снимают отпечатки пальцев. И те и другие задают какие-то вопросы, их количество зависит от уровня доверия, которое вы вызываете. :-) В Бресте стоянка больше двух часов, так как помимо таможни, у поезда меняют колеса — очень интересная процедура: вагоны расцепляют, поднимают их на домкратах, меняют колеса и сцепляют обратно. Вон через окно чьи-то снятые колёса на соседних путях и домкраты по краям, а мы как раз в процессе:


На долгих остановках, например, в Варшаве, которая около получаса, можно выйти погулять (вообще выйти можно где угодно, если не страшно отстать), народ даже в магазин бегал. До Бреста с поездом едет наш вагон-ресторан (мы не ходили), в Варшаве прицепляют польский вагон-ресторан. Это мы как раз в нём, за окном — Варшава (то есть понятно, что ломанулись сразу же, как его прицепили):


Вообще, этот поезд чудесный: современный, комфортный и чистый (включая туалеты). Судя по надписям на вагоне, их делает Siemens. В каждом вагоне есть душ, в купе кондиционер (управляемый, а не как это бывает), двери в купе распашные, открываются электронными карточками, проводник любезный. Я волновалась, что поездка слишком долгая и будет сложно, но она прошла совсем незаметно и весело («Экивоки» и «Данетки» пошли на ура), так что поставила себе галочку, что до Парижа тоже можно легко доехать, это была бы всего лишь плюс одна ночь с момента, как мы сошли с поезда. Замечу, что не на всех международных направлениях такие поезда, в прошлогоднем поезде Москва-Таллин всё было по старой системе.

Стоим в Варшаве (я нервно топчусь у входа в вагон, отойти не решаюсь):


Обратно до Москвы мы добирались на поезде «Братислава-Москва», в общем-то вынужденно — к тому моменту, как мы определились с отпуском, уже не было билетов из Вены, но так как в Европе всё близко, то нашли такой выход. Ехать немного больше суток. Поезд проезжает Словакию, Чехию, Польшу, Беларусь (снова ночью). У нас был прицепленный к европейскому сидячему поезду вагон (вернее три вагона), в Варшаве их отцепили и прицепили к нашему (РЖД-шному) поезду, который шёл откуда-то ещё — он и привёз нас в Москву. На уровне комфорта это никак не сказывается, всё также замечательно, как и в поезде туда — просто вот такой нюанс. При покупке билетов, кстати, я этого не знала, поезд и поезд, разобралась уже на месте. В европейскую часть поезда мы сходили, только отъехав от Братиславы, чтобы купить поесть в их вагоне-ресторане, наш появляется только в Бресте (не ходили). Процедура таможни, паспортного контроля и смены колёс была точно такой же, как и по дороге туда, только в обратном порядке, поздно вечером, так что на смене колёс уже спали.

Европейские поезда

Европейские поезда дневные, сидячие, оно и понятно: расстояния небольшие, и в среднем за 4-5 часов можно добраться из столицы одной страны до столицы соседней страны, а то и за меньшее время: от Вены до Братиславы всего час езды, от Вены до Будапешта — два. Ночные поезда есть (мы не ездили), но это, насколько я понимаю, почти экзотика.

Вагоны в дневных поездах комфортные, кресла очень удобные (засыпаешь сразу же), есть откидные столики, как в самолёте. В каждом вагоне туалет, есть вагон-ресторан. Кроме того, по вагону за время пути пару раз проезжает тележка и можно купить напитки и кое-какие сладости. Дорога, занимающая 4-5 часов, проходит совершенно незаметно, да и виды изумительные: за окном симпатичные городки, деревушки, поля, коровы и ветряки — когда тут скучать? Поезда едут очень ровно, то есть никаких вверх-вниз, кач-кач, как на наших.

Сели в поезд в Праге, отправляемся в Вену (дорога займёт 4 часа):


При посадке в поезд билеты не проверяют, там вообще никого нет на входе в вагон, из-за чего возникает путаница при посадке, так как народ плюхается куда ни поподя, не разбирая, где чьё место, и приходится их вежливо поднимать. Происходит это из-за того, что есть три типа билетов: первый класс (чуть более просторные кресла) с бронированием конкретного места, второй класс с бронированием конкретного места и без бронирования. Последние — самые бюджетные. То есть подразумевается, что пассажиры «без места» сядут на оставшиеся свободные места, а понять, какие места свободны можно только после того, как сядут пассажиры «с местами» — вот и начинается броуновское движение. В общем, здесь у них явно какая-то недоработка и надо об этом знать и не теряться.

В некоторых поездах бронирование мест невозможо, насколько я поняла, это касается очень коротких поездок, таких как Вена-Братислава, там не только мест нет, там даже время отправления в билете не указывается, то есть можно сесть в любой поезд в этот день (отходят каждый час). Мы ехали на раннем поезде и наш вагон был практически пустой, так что проблем с тем чтобы сесть вместе, не было.

Контролер появляется в вагоне через некоторое время после отправления. Проверка билетов может происходить дважды: бригадами одной и другой страны (если поезд пересекает границу), может только один раз, а может и не проверяться вовсе (на поезде Вена-Братислава проверки билетов не было).

Пересечение границы на поезде происходит незаметно, и о том, что вы уже в другой стране сообщает только смс-ка от телефонного оператора: «Добро пожаловать в ...!». То есть никакакого паспортного или таможенного контроля нет ни в поезде, ни на вокзале — если въехал в Шенген, разъезжай по нему куда хочешь, никому дела нет.

Вокзалы

Во всех четырех городах мы и прибывали и отправлялись с центральных вокзалов, так что на каждом побывали дважды. Центральный вокзал Берлина впечатляет: поезда прибывают на разные уровни, да и вообще он напоминает скорее торговый центр, чем вокзал: светлый, просторный, чистый, с кучей магазинов и кафе. Вокзал в Братиславе ужасен, у меня было ощущение, что мы вернулись на 20 лет назад. :-) Все вокзалы абсолютно понятные, так что ни при прибытии, ни при отправлении не возникает никаких вопросов, можно приехать минут за пятнадцать до отправления и сориентироваться.

Всем счастливых путешествий! :-)

Продолжение следует...

Первая часть — Берлин;
Вторая часть — Про железные дороги;
Третья часть — Прага;
Четвертая часть — Вена.

50 comments:

  1. Тань-мерси преогромное!!!Нам поезд актуален-потому что про самолеты и статистику тоже про нас:)))В поездах еще удобно с пограничниками...последний раз стояли на финской границе почти 3 часа(а свекр на латвийской вообще 6 часов:( а тут прямо не выходя из вагона...про поезда очень привлекательно,надо думать...единственный минус-парень у меня маловат-у тебя же постарше дети и отсидеть сутки в поезде наверное,проще...а вот маму отправить(на самолете категорически отказывается,гипертоник со стажем) это мысль....ушла думать...Спасибо еще раз!!!

    ReplyDelete
  2. Lu, буду рада, если вдохновит! :-) Да, с таможней очень удобно: сидишь в своем купе, своими делами занимаешься, и всё очень быстро происходит. 6 часов — это вообще жуть... Да ладно, он уже большой у тебя. :-) Мне кажется и с совсем малышами легко, если запастись играми, книгами, планшетами опять же. Как устанешь, можно по коридору гулять, и даже бегать, на станциях выходить — как-то незаметно эти сутки проходят. Да и половину этих суток спишь. :-)

    ReplyDelete
  3. Таня, спасибо за подробный рассказ! Тоже люблю в поездах путешествовать, несколько лет назад мы с мужем по Германии путешествовали исключительно на поездах, на всех типах удалось поездить. Очень удобно и комфортно!
    И да, в Берлине центральный вокзал просто нереальный, многоуровневый, если бы не муж, я бы там заблудилась точно)))

    ReplyDelete
  4. Как интересно, Таня! А у меня вот после двух поездок Владивосток-Москва (7 дней) и Владивосток-Омск (4 дня 19 часов) желание путешествовать на поезде отбило начисто))) Хотя преимущества этого вида транспорта ты действительно очень точно указала!

    ReplyDelete
  5. Огромное спасибо за такой подробный рассказ, я всё мечтаю собраться вот так и поехать на поезде. В реальности, конечно, всё ограничивается московской областью - никак не можем отрегулировать каникулы, отпуска и пристрой собаки :(

    ReplyDelete
  6. Спасибо большое! Поезд - наше все! Самолетов боюсь...

    ReplyDelete
  7. Irina Barinova, ух ты, по Германии это здорово! У меня берлинский вокзал до сих пор перед глазами стоит — шедевральный. :-)

    maria demina, спасибо! Хех, ну если бы я проехала 7 дней в поезде, у меня бы наверное тоже желание отбило. :-))) Ты герой! :-) Думаю, двое суток в поезде — это максимум, который может казаться более менее комфортным.
    :-)

    Любовь Иванова, буду рада, если пригодится! Да, сложностей всегда много, но если решиться, то всё как-то само собой утрясается. :-) Кстати, с собакой тоже можно, если целое купе брать в нашем поезде, в европейских тем более можно. Наблюдала, как на станциях собак выводили выгуливать.

    ReplyDelete
  8. Федечка, самолётов тоже боюсь. Раньше летала спокойно, а сейчас избегаю всячески. :-) А поезда — прелесть. :-)

    ReplyDelete
  9. Красивые виды по дороге, но для меня такое путешествие слишком долгое (имею ввиду время в дороге).

    ReplyDelete
  10. Татьяна, спасибо большое! очень полезная информация и интересная!

    ReplyDelete
  11. Frau JoY, да, долго конечно. Но если считать это частью путешествия, то об этом не задумываешься.

    Svetlana, рада! Спасибо!

    ReplyDelete
  12. Как интересно!
    А я вот на поездах никогда не ездила! Никогда! Все самолетами, да самолетами. С детства. Видимо, поэтому их и не боюсь :)). А вот к поездам относилась очень недоверчиво: для меня лучше час-три -девять в самолете, чем сутки-трое на поезде.
    Но все когда-нибудь бывает в первый раз:
    на следующей неделе намечается поездка в один российский город, и как раз на поезде:). А после вашего рассказа мне уже и не так "страшно" ехать.;)

    ReplyDelete
  13. очень классный пост! спасибо!

    ReplyDelete
  14. Таня, спасибо!!!
    Я на поездах дальнего следования уже лет 15 как не ездила, а с такими сведениями все направления открыты!!

    ReplyDelete
  15. Таня, спасибо большое за информацию! сама боюсь самолётов, поэтому вариант с поездом считаю классным:)
    Танюш, а гостиницы в городах вы заранее бронировали или приезжали и останавливались где придётся? с маленьким ребёнком, думаю, лучше знать точно место ночлега?)

    ReplyDelete
  16. Татьяна, если попадешь на такой митинг, возьми меня с собой!!! Я тоже ЗА!!! поезда, очень люблю на них путешествовать. Спасибо большое за полезную информацию и небольшое путешествие )))

    ReplyDelete
  17. Я давно пришла к выводу, что у тебя ещё и писательский талант. С удовольствием читаю твои путевые заметки.
    Кстати, о забронированных местах: не знаю как в Европе в целом, а в Германии над креслом электронная табличка и на ней стоит на каком участке пути место забронировано. Наш главный вокзал тоже трепетно люблю.:-)

    ReplyDelete
  18. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  19. Таня, так подробно написала все! зачиталась.... , как с тобой рядом была))))))))! поезда люблю!))) и сидячие тоже))))

    ReplyDelete
  20. Таня, спасибо за инфу, я только поездом ездила только Москва-Хельсинки, Москва-Таллинн и Москва-Вильнюс три года назад. Очень хотела до Варшавы доехать, но столько рассказов про ужасы - воры, бандиты, сейчас нет этого? Просто меня все отговаривают, вроде лучше самолетом, а я летать боюсь, хоть и летаю через силу:), но вот хотелось бы до Вены доехать поездом.

    ReplyDelete
  21. Спасибо за рассказ. Очень интересно. Я подумываю отправиться в путешествие в Италию поездом. Скажите, а Шенген я должна открывать в визовом центре страны, которая будет первой на моем пути или можно сразу Италии?

    ReplyDelete
  22. Ka-Rina, от всей души желаю, чтобы первый опыт оказался удачным и попался хороший поезд! :-)

    Наталия Масалыкина, спасибо большое!

    YasnaSofiya, да я тоже только последние три года дорвалась до поездов, до этого опыт был из глубокого детства. :-)

    Галина, нет, нет, у меня конечно все забронировано заранее. Каждый раз делаю это через booking.com Там всё по-русски, очень понятно и удобно, и ни разу не подвели (тьфу-тьфу-тьфу).

    Ира Молчанова, записала тебя в соратники! :-) Жди приглашения на митинг. :-)

    Svetlana Hohmann, о, а в нашем поезде (Барлин-Прага) ничего подобного не было, никаких табличек, от этого и путаница с местами. Вокзал прекрасен, да. :-) Спасибо, Светлана! :-)

    Ольга Оленька ialinka, спасибо большое! :-)

    Елена Чернышева, ой, мне свекровь тоже рассказывала какие-то ужасы, но как выяснилось, они все родом из девяностых. :-) Сейчас всё спокойно. :-) Да и останавливается поезд в Польше всего лишь в Терасполе (там таможня и всё в полиции), в Варшаве (в столице точно ничего не может случиться), в Познане и в Жепине (это уже почти Германия), так что тревожиться на этот счет не стоит точно, думаю в наших электричках, идущих в Подмосковье, риска больше. :-)

    Elvira Serzhanova, визу надо получать в визовом центре той страны, в которой Вы проведёте больше времени. То есть, если Вы едете в Италию, то виза нужна итальянская. И неважно, что въезжаете в Шенген, скажем, через Польшу. Если Вы будете останавливаться в нескольких странах, и количество дней в этих странах проведёте одинаковое, например, три дня в Польше, три дня в Чехии, три дня в Италии, то визу надо получать по стране въезда, то есть польскую.

    ReplyDelete
  23. Вот как раз об этом же думаю последнее время! Плюс поездов в том, что они еще практически и в центр города приходят! А с самолетами - да: столько возни, да еще и рассматриваешь землю-то в иллюминатор практически как гугл-карту со спутниковой съемкой )))
    Уж если нравится летать, то стоит это делать по-настоящему; на вертолете, например, и в иллюминатор открытый глядеть, или вообще на дельтаплане (мне очень понравилось на мотодельтаплане с воды взлетать), а уж на воздушном шаре как здорово... А в самолете сижу как в коробочке - только читать да вышивать и остается - ну что за полет. Время, конечно, очень экономит. Но "олени лучше" )))
    За прекрасный поезд "Москва-Париж" надо сказать отдельное спасибо жене И.Костолевского Консуэло де Авиланд - это ведь она пробила возобновление этого поезда; Вы, Татьяна, наверное, знаете эту историю. Французская актриса, ставшая официальным представителем ОАО РЖД во Франции для того, чтобы приезжать к любимому мужу поездом )))

    ReplyDelete
  24. Таня, спасибо за рассказ. Люблю путешествовать в поездах больше всего, особенно в современных :)

    ReplyDelete
  25. Таня, Таня!! Ну что я могу сказать! Спасибо за полезную и нужную информацию. Но вот не могу не воскликнуть - почему не в Будапешт! Зачем тебе Братислава? От нас тоже поезд в Москву ходит. И до Вены чуть ли не каждый час с шести утра. Ведь была совсем рядом! Надеюсь ты как-нибудь запланируешь путешествие так, чтобы несколько дней провести в Будапеште и несколько на Балатоне. Рекомендую.

    Я тоже часто рассматриваю вариант путешествия на поезде. Те же причины, что и у тебя. Я привычная в отпуск на поезде ездить. А здесь сам Бог велел - вокзал Келети в 10 минутах езды от дома. Поезда в Италию, Францию, Германию, Хорватию, Болгарию, Словению, Австрию и куда еще только. Правда много ночных. Да, может быть долго, но зато сколько всего можно увидеть интересного, нервотрепки гораздо меньше, чем с самолетами, комфорта существенно больше - сиди себе вино попивай, вышивай и в окошко смотри )) К тому же сейчас такие современные и удобные поезда! Так что если по продолжительности отпуска нет ограничений, то поезд это хороший способ передвижения.

    Еще раз спасибо за информацию! Очень интересно и полезно было прочитать твой опыт.

    ReplyDelete
  26. Татьяна, прям завидую белой завистью! Как бы я была счастлива путешествовать поездом, но к сожалению к нам поезда не ходят. Я тридцать с лишним лет, минимум два раза в год с ужасом заползаю в самолет. Я не всегда их боялась, страх (панический) появился с возрастом.

    ReplyDelete
  27. Таня, как жаль, что в Бресте вы были ночью... Зато я почти уверена, что колёса в вашем поезде менял мой двоюродный брат - он у меня железнодорожник ;). Я никогда не летала самолётом, а вот поезда - это моё: и в окошко можно насмотреться красот разных, и на станциях-вокзалах выйти прогуляться, и вообще, когда я слышу звук проезжающего вдали поезда у меня в душе какая-то волна поднимается... не знаю, как назвать... ощущение, что ты едешь куда-то туда, где всё будет хо-ро-шо!

    ReplyDelete
  28. Жаль, что через Минск и всю Белоруссию проезжали ночью. У нас хорошие виды.Наверняка проезжали мимо моего дома, окна которого выходят на железнодорожное направление на Брест :). Я тоже люблю ездить на поезде, правда еще не довелось в таком комфортабельном, как вы описываете. Мне еще нравятся и автобусные путешествия, хотя они более сложные для организма, но увидеть можно много.Вы очень интересно пишете, Танечка. Можно пробовать свои силы и в литературном направлении.

    ReplyDelete
  29. Мария Димитер (Marya_Dimiter), то, что приходят в центр города, это огромный плюс! Можно взять такси и уже через 15 минут после остановки поезда быть дома или в гостинице (в европейских городах особенно, там всё близко), а на самолёте дай бог через час только из аэропорта выйдешь. Мотодельтаплан?! О! :-) Да, да, про жену Костолевского знаю! :-) Мне муж как раз перед поездкой рассказал. :-)

    ya_alla, рада, что понравилось! Поезда — это прекрасно! :-)

    Ольга - Старá каламáрка, да мы в Братиславе и не останавливались, приехали на вокзал, потоптались пару часов и сели в наш поезд до Москвы. :-) Оль, вот всё время про тебя вспоминала, и когда поездку планировала, и когда там была. Будапешт да, совсем рядом был, но Братислава на час ближе оказалась, так что... :-) А поезда от Вас в Москву ходят, да, я этот вопрос изучила. Путешествовать вы просто обязаны! Поезда во все направления уходят и всё так близко: два часа до Вены — это же сказка! :-)

    Беликова Татьяна, я тоже раньше спокойно летала, даже не задумывалась. :-) Ну раз другого выхода нет, значит главное, не терять навык и продолжать регулярно летать. :-)

    ReplyDelete
  30. natulja-best, надо же, правда? Как мир тесен всё-таки. :-) Ох, про звук поезда ты очень точно подметила, у меня такие же ощущения! :-)))

    nafnaf, я тоже жалею, что не увидели Беларусь. По сути захватили взглядом только приграничные территирии: по дороге туда у Польши, а по дороге обратно у России. Ой, вот это да, могли бы помахать друг другу. :-) Автобусные путешествия, да, должно быть здорово, но наверное на не очень большие расстояния, скажем, часа 4. О, спасибо за добрые слова! Рада, что кажется интересным!

    ReplyDelete
  31. Думаю Будапешт красивее Братиславы)) А уж Балатон!! Ну надеюсь это не последнее твое путешествие ))
    К своему стыду за два года я еще даже до Вены не добралась )) А до Праги? Четыре поезда ежедневно! Семь часов в пути и ты пьешь знаменитое пиво)) Но вот ведь... Когда всё так близко и доступно, то и с легкостью думается: "еще успею". Но твой пример заразителен))

    ReplyDelete
  32. Спасибо за рассказ, очень полезный и вдохновляющий! Еще такой вопрос: а проезда по расписанию ходят? Не опаздывают, отмен не было? Мне брат мужа рассказывал недавно о поездах в Великобритании: ему нужно было из Эдинбурга на юг Англии, прямых поездов не было, только с пересадкой, так вот первый поезд "туда", на который он купил билет, просто отменили (мол садись в следующий, а он прибывает позже, на пересадку он опоздал, но там тоже в следующий сел), а второй поезд "обратно" опоздал аж на час, надо было ждать... Когда я была в Англии, мне везло, поезда не опаздывали и не отменялись. Зато в английских поездах у каждого сиденья есть электронный экранчик, на котором написано, между какими станциями это место забронировано, так что нет путаницы с теми у кого билеты с бронированием мест и без бронирования.

    ReplyDelete
  33. Ольга - Старá каламáрка, не сомневаюсь, что Будапешт прекрасен! Надеюсь когда-нибудь побывать и попить с тобой кофейку. :-) А до Праги от вас должно быть и того меньше, часов шесть: можно рвануть на выходные, на ночь гостиницу снять, пива попить — кайф! :-)

    Ivita Prasolova, спасибо! Рада, что понравилось! Отмен не было, уходили от наших станций всегда вовремя, но вот прибывали с опозданием, минут на 10-15. Меня это удивило и я ещё там подумала, что при стыковках у пассажиров могут быть проблемы, поэтому если когда-нибудь буду покупать поезда с пересадками, буду закладывать не меньше часа на стыковку на всякий случай. Про экранчики интересно, и Svetlana Hohmann выше написала об этом же, может мы плохо смотрели, и они у нас тоже были...

    ReplyDelete
  34. Спасибочки тебе огромное))) очень подробно и мега полезно)))))

    ReplyDelete
  35. AliceKiss,буду рада, если пригодится! :-)

    ReplyDelete
  36. Прекрасный рассказ об отпуске!
    Мы сами вернулись сегодня с отпуска с Мармариса

    ReplyDelete
  37. Tatiana Silvennoinen, спасибо большое! Ох, Турцию очень люблю! В Мармарисе, правда, не была, в Белек всё время ездили.

    ReplyDelete
  38. Что может быть хуже поездов?... Ничего. Ехать - долго. Повышивать - фигушки. Темно. Почитать - ну ладно, если есть бумажная книга. Насладиться поездкой - хаха. В купе с тобой люди. Нет ничего хуже людей. Хотя, есть. Люди в поезде. Они болтают. Они лезут с вопросами. И даже если они молчат, они... храпят. И встают часиков в 6, чтобы шарахаться по купе и из него. И обратно. Я уж молчу про плацкарт.
    Самолет - меньшее из зол. Быстренько раз - и долетел. Сцепив зубы пережив стадо людей.
    Машина - вот на чем нужно путешествовать. Мечта интроверта, вселенское счастье!

    ReplyDelete
  39. миледи Азазель (Инна), ну крайне невдохновляющее описание поезда! :-))) Отдельное купе для семьи — и никаких людей, или СВ, если вдвоем. :-) Машина да, возможно, но это пассажирам хорошо, а водителю — сплошное напряжение и беспокойсво, да потом еще решать вопросы со стоянкой, парковками, да ну... :-)

    ReplyDelete
  40. Танюша, ты так увлекательно описала! Спасибо большое за детали, в путешествиях каждая мелочь важна. Рада за тебя, что отпуск удался. Плодотворного августа! :)

    ReplyDelete
  41. Татьяна, спасибо, что поделилась своими впечатлениями и за рассказ!

    Поезда люблю, в них лучше ездить чем автобусах на долгие расстояния. Сейчас же всю информацию можно найти, не надо звонить и узнавать у недовольных тетенек. Заказать, купить, рассчитать маршрут... все настолько просто, что иногда и не вериться ))

    Родилась и выросла рядом с ж/д дорогой и стук колес сразу сон навевает :)
    Если и бывают неудобства, то воспринимаю их спокойно как и в любой дороге - это ведь временно, пройдет, главное - цель впереди :) Она запомниться и останется в нами надолго, а мелочи забудутся и сотрутся.

    ReplyDelete
  42. Очень классный пост! Я оценила путешествие по Европе на поезде, ещё с 89-90 гг. А как прочитала, что ещё до сих пор колеса меняют, была шокирована, ничего не изменилось с тех пор. Самолетами пользуюсь только по очень острой нужде, выбор всегда авто или поезд. Правда в дальнее путешествие по России от поезда откажусь)))) До Москвы- да, поезд. А последние -цать лет до Европы-паром/авто. По Европе путешествовать на поезде одно удовольствие. Первый раз была шокирована туалетной комнатой в местной итальянской электричке, и душь, и биде, и все прелести. Сразу вспоминаю наши поезда с этой самой комнатой"""))))

    ReplyDelete
  43. Татьяна! Как всё подробно написано! На самолёте один раз летала, не понравилось.Теперь только поездом. За границу пока не ездила, но кто знает, может когда - нибудь. Очень полезная информация! Красиво написано! Можно издать брошюру путешественника!

    ReplyDelete
  44. Тань, а мы когда передвигались по Франции, правда у нас там были типа электричек, билеты нужны были не распечатанные, а именно со штрих кодами. Поэтому я покупала по интернету, но потом мы в кассу ходили и нам печатали. И спасибо за такой подробный рассказ.

    ReplyDelete
  45. verbochka, спасибо, дорогая! :-)

    Vasilinka, ой, и не говори! Я всё время причитаю: не верится, что всё так просто сейчас. :-) И да, правильные слова! Главное — цель впереди! :-)

    Irina, ага, меняют. :-))) Пути перекладывать — дело непростое, колёса проще. :-) Спасибо большое за комментарий!

    Galina Zakharova, спасибо большое! Буду рада, если пригодится! :-)

    IrLik, наверное и такое бывает. Но у нас все билеты распечатывались уже со штрих-кодами. И также было два года назад (Испания-Франция), но билеты именно на поезда, не на электрички.

    ReplyDelete
  46. Татьяна, большое спасибо за этот пост, очень нужная информация!

    ReplyDelete
  47. Я за самолеты! Если рассматривать путешествия по Европе, то да, поезд отличный вариант. А вот если прокатиться по нашей стране... Поезда наши ужасны! Даже купе! Про плацкарт вообще молчу! В пост студенческие годы проехала на поезде Владивосток-Москва и обратно. 7 дней!!! Владивосток-Новосибирск, 4 дня!!!Интересно, конечно, но если располагаешь временем и терпением! А уж если ехать с детьми, то самолет однозначно! На днях вернулась с Владивостока, 8 часов до Москвы, 2 до Анапы! И дети ( 4,5 года и 1 год) перелет перенесли нормально. Единственный минус-разница во времени 7 часов! У нас день,а там ночь, как говорит мой сын!))). Кстати, теперь можно самому зарегистрироваться через интернет, очень экономит время!

    ReplyDelete
  48. Sandra, рада, что кажется полезным!

    Анна Созинова, согласна с Вами полностью! Если речь идёт о таких расстояниях, то конечно самолёт. И особенно, если с детьми. Думаю, что больше двух суток в поезде ехать нельзя, а в идеале, не более суток.

    ReplyDelete
  49. Таня, Вы просто сейчас перевернули мой мир!))) До этой минуты думала, что в отпуск с детьми (6 и 3,5г)- только самолетом! Но на всю семью прямые рейсы из нашего города до места как-то совсем кудряво по деньгам!). А сейчас думаю, что поезд - реальный шанс показать детям какая разнообразная природа нашей страны, как меняется ландшафт и даже архитектура. Нам как раз, чтобы добраться до морского побережья, нужно пересечь пол страны)! Благодарю!
    И ведь правильно подмечено - когда слышишь стук колёс поезда, появляется какое-то щемящее чувство внутри, я это называю "предвкушением приключений"!))

    ReplyDelete
  50. maria mirabella, здорово, я рада! :-))) На поезде детям, на мой взгляд, очень интересно, столько всего через окошко можно увидеть, столько впечатлений! :-)

    ReplyDelete